Точек зрения на то, кто первый изобрёл самолет, несколько. Каждая имеет свое право на существование. Американцы называют «отцами» современного самолета братьев Орвилла и Уилбура Райт с их «Флаером». Во франкоязычных странах и Бразилии первым самолетом считается биплан 14-bis Альберто Сантос-Дюмона. Летательный аппарат, оснащенный двигателями, российского конструктора Александра Можайского и вовсе увидел свет за два десятка лет до первого зарегистрированного полета, совершенного американцами. Кроме того, есть целый ряд гениальных изобретателей, внесших свой вклад в становление гражданской авиации. Восход авиации: Джордж Кейли Первый пилотируемый полет на самолете был официально зафиксирован в начале 20-го века. Но задумались о летательных аппаратах гораздо раньше. Еще Леонардо да Винчи вынашивал идею специального устройства, способного подниматься в воздух. Научные прорывы в этом вопросе относятся к концу 18-го столетия и принадлежат уму английского ученого и изобретателя Джорджа Кейли. Он выпустил несколько научных трудов по теме строительства летательных аппаратов, описал принцип полёта планера и самолёта, которые впоследствии положили начало развитию авиации. Джордж Кейли, опираясь на основы аэродинамики, даже изготовил полноразмерный летающий планер. Конечно, об оборудовании его двигателем не было и речи – в то время двигатели, работающие на пару, были крупногабаритными и тяжелыми. Тем не менее, именно на его исследования опирались впоследствии многие изобретатели и конструкторы. Первый патент на самолет: Уильям Хенсон Впервые оснастил планер мотором и запатентовал самолет британский изобретатель Уильям Хенсон. Совместно с коллегой и другом Джоном Стрингфеллоу они разработали деревянный моноплан Aerial Steam Carriage, или просто Ariel. Двигателем служила паровая машина. «Паровой воздушный экипаж» был оснащен парусиновым крылом размахом 46 м и закрытым фюзеляжем. Предприниматели планировали перевозить на таких самолетах до 12 пассажиров из Англии в Египет. Но на реализацию проекта и постройку полноразмерного «Ариэля» денег уже не хватило, а сам Уильям Хенсон впоследствии переехал в США. Джон Стрингфеллоу продолжил работу над Ariel. В 1948 году он совершил первый моторизированный, правда, беспилотный полет. Сегодня эту модель самолета можно увидеть в Лондонском музее науки и техники. Первый полноразмерный самолет: Феликс дю Тампль де ля Круа Во второй половине 19 века в воздух уже поднимались полноразмерные планеры. Но без двигателей. Первым, кто запатентовал полноразмерный самолет, стал француз Феликс дю Тампль де ля Круа. Это была одноместная машина, оборудованная 6-сильным паровым двигателем. Назвал свое изобретение дю Тампль довольно просто - Monoplane. Проблема была лишь в громоздкости двигателя, так что изобретатель создал свой сверхлегкий двигатель. К сожалению, Monoplane так и не смог взлететь, зато сверхлегкие двигатели пошли «на ура» - на их продаже Феликс дю Тампль сколотил состояние, обеспечив себя на всю жизнь. Первый российский самолет: Александр Можайский В России первый самолет, предназначенный для подъема в воздух человека, спроектировал и построил морской офицер и ученый Александр Михайлович Можайский. Свой проект он представил еще в 1870-х годах. Аппарат длиной 15 м., размахом крыла 23 м. и весом 800 кг должен был приводиться в движения двумя двигателями внутреннего сгорания и развивать скорость 40 км/ч. На протяжении многих лет изобретатель обивал пороги госструктур, добиваясь государственного финансирования на проектирование и постройку своего аппарата. Некую сумму он получил, но чаще всего запросы сопровождались отказами, так что вложил в свой аппарат Александр Можайский не только свои силы, но и собственные накопления. Первые испытания самолета проводились в 1884 году, задолго до попыток Братьев Райт. Но документов, непосредственно зафиксировавших их ход, не сохранилось. По одним источникам, были проведены лишь наземные испытания: аппарат проехал по рельсам, не смог подняться в воздух, опрокинувшись и сломав крыло. По другим – самолет Можайского все же оторвался от земли и лишь после потерпел крушение из-за неустойчивости конструкции. Впоследствии Можайский пытался восстановить самолет на свои деньги, но не успел закончить работу. После его смерти сыновья в условиях нехватки средств, предлагали Военному министерству приобрести самолет, но последнее отказалось. Последующая судьба аппарата не известна, по данным некоторых историков, его продали с аукциона. Первый полет самолета с двигателем: Братья Райт Первый, как следует задокументированный, управляемый полёт на самолёте совершили в 1903 году братья-изобретатели Орвилл и Уилбур Райт. Точнее серию из четырех полетов. Деревянный планер массой 283 кг и размахом крыла 12 м., оборудованный двигателем внутреннего сгорания. Он не имел шасси и взлетал со специальных полозьев или с помощью катапульты. Планер, названный довольно просто «Flayer-1», пилотировали по очереди сами изобретатели. Первый раз он находился в воздухе лишь 12 секунд, развил скорость 43 км/ч и пролетел 36,5 м. Последующие испытания позволили улучшить результаты: в итоге самолет смог пролететь 260 метров, продержавшись в воздухе целую минуту Ключевым в изобретении братьев Райт считают систему управления, позволяющая маневрировать и противостоять боковому ветру. Но это появилось лишь спустя пару лет, когда Орвилл и Уилбур улучшили свой самолет до модели «Флайер-3». В 1909 году на глазах у нью-йоркцев Уилбур Райт продемонстрировал возможности «Флайера-3», пролетев на нем вдоль реки Гудзон и обогнув статую Свободы. Первый "полноценный" самолет: Альберто Сантос-Дюмон Первым, кто изобрел летательный аппарат, способный самостоятельно подниматься в воздух без использования силы ветра или дополнительных приспособлений, стал бразилец Альберто Сантос-Дюмонт. Основную часть жизни изобретатель жил во Франции и к моменту «прорыва» уже сделал себе имя на конструировании воздушных шаров и управляемых дирижаблей. Проект самолета был закончен в 1905 году. В 1906 году Сантос-Дюмонт уже совершил первый полет на своем воздушном судне14-bis или Oiseau de proie (Хищная птица). Конечно, самолет летел лишь на высоте 2,5 метра и преодолел 60 метров, но изобретателю удалось то, чего не получалось ранее. Его «Хищная птица» самостоятельно поднялась в воздух, совершила полет с поворотом по дуге и успешно приземлилась на шасси. Так что именно этот самолет считается первым полноценным воздушным судном. Уже спустя месяц Альберто Сантос-Дюмон на своем аппарате пролетел уже 220 метров за 22 секунды и установил мировой рекорд по дальности. Как видите, история знала много удачных и не совсем опытов проектирования и строительства самолетов. И неважно, кто был первым: все эти изобретатели внесли свой весомый вклад в развитие авиации, а их подходы впоследствии использовались при создании прототипов современных лайнеров.
Комментарии