Крупнейший и российский авиаперевозчик – компания «Аэрофлот» – широко известен не только внутри страны, но и во всем мире. Сегодня его услугами ежегодно пользуются десятки миллионов пассажиров. Парк авиакомпании насчитывает 230 самолетов, а собственная маршрутная сеть охватывает более 50 стран. За почти вековую историю «Аэрофлот» не раз признавался одной из лучших в Восточной Европе. Тем интереснее узнать больше об истории и нынешнем положении одной из старейших авиакомпаний в мире. Об истории «Аэрофлота» Свою без малого вековую историю крупнейшая авиакомпания России ведет с 1923 года. Тогда было образовано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Уже через несколько месяцев первый регулярный рейс связал Москву и Нижний Новгород. Новая организация, будучи акционерным обществом, взяла на себя функции не только осуществления гражданских перевозок, но и развития авиационной сферы в целом. Средства от продажи акций направлялись на разработку и массовое производство отечественных пассажирских самолетов. Если первый авиапарк компании состоял из голландских «Фоккеров», то впоследствии и вплоть до окончания «советского» периода «Аэрофлот» за редким исключением эксплуатировал воздушные лайнеры только советского производства. В самых первых рекламных кампаниях принимали участие поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко. Плакаты призывали граждан становиться акционерами, иногда даже в довольно агрессивной форме: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер», «Один рубль золотом делает каждого гражданина акционером «Добролета», «Стыдитесь, вашего имени еще нет в списке акционеров «Добролета». Свое знаменитое название, которое более уже не менялось, авиаперевозчик получил в 1932 году. К этому моменту завершилось объединение «Добролета» с другой сильной авиакомпанией «Укрвоздухпуть», учреждено главное управление Гражданского воздушного флота, а гражданская авиация страны получила официальное название — Аэрофлот. Спустя несколько лет компания стала крупнейшим авиаперевозчиком не только в СССР, но и в мире, а у советских людей слова «Аэрофлот» и «авиация» надолго стали синонимами. Конечно, солидная как по возрасту, так и по размерам компания имеет довольно интересную историю, которую сложно уместить в одну статью. Поэтому перечислим лишь некоторые интересные факты. 1930-е годы – в самолетах появляется сервис. Буфеты предлагают пассажирам еду и напитки. На креслах - чехлы для сидений, в проходах - ковровые дорожки. Команда экипажа пополняется новой должностью бортпроводника (согласно требованиям, это должна быть незамужняя, стройная, невысокая женщина с медицинским образованием), в обязанности которого входила и закупка продуктов на рейсы. 1959 год - в Москве запущен главный узел международных полетов - аэропорт Шереметьево. 1960–е годы – придуман знаменитый слоган «Летайте самолётами Аэрофлота». Кстати, сегодня в качестве официального слогана используется фраза «Искренне ваш, Аэрофлот!». 1970-е годы – Авиаперевозчик выполняет рейсы не только внутри страны, но и на пять континентов: в Африку, Европу, Америку и Азию. При этом трансатлантические рейсы проходят через ирландский аэропорт Шеннон, который способен обслуживать советские дальнемагистральные самолёты и не находится на территории НАТО. 1971 год - организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС). Именно оно стало единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии». 1974 год - установлена единая цветовая ливрея (схема покраски) для всех самолетов. 1976 год - «Аэрофлот» устанавливает мировой рекорд по перевозке пассажиров. За этот год услугами авиакомпании воспользовались более 100 миллионов человек. 1980 год — компания становится официальным перевозчиком Олимпийских игр. Чтобы обеспечить перевозку нахлынувшего потока пассажиров, построен второй аэропорт «Шереметьево-2». Самолеты международных линий украсили надписью «Oficial Olimpic Carier» (Официальный Олимпийский перевозчик). С тех пор компания еще два раза брендировала свои лайнеры под Олимпиаду (в 2008 и в 2014 годах). 1980-е годы – «Аэрофлот» занесен в Книгу рекордов Гиннеса как авиакомпания с годовым объемом пассажирских перевозок более 120 миллионов человек. 1983 год – из-за инцидента со сбитым над территорией СССР корейским «Боингом», самолетам компании на три года запретили выполнять рейсы в США. 1989 год — «Аэрофлот» стал частью Международной ассоциации IATA. 1991 год – компания реструктуризирована. В регионах и теперь уже бывших республиках работают собственные авиалинии (всего около 300). Парк некоторых предельно мал и составляет всего один – два самолета. 1992 год – возрождение «Аэрофлота» уже под новым брендом «Аэрофлот — российские международные авиалинии». Начинаются работы по модернизации флота. «Аэрофлот» начинает закупать лайнеры иностранного производства. 1994 год - реорганизация и частичная приватизация «Аэрофлота». За государством остается 51% акций. 1999 год - запущен официальный сайт. Авиакомпания активно занимается перевозками и интегрируется в мировой рынок. 2000 год - «Аэрофлот» начинает ребрендинг. Приглашенные зарубежные консультанты выступают против заимствования старого символа компании – серпа и молота, аргументируя тем, что иностранным клиентам может быть не очень приятно видеть отголоски советской эпохи. Однако символ отстояли как наиболее узнаваемый, а логотип дополнили российским флагом и стилизованной улыбкой. Через три года представлены обновленная ливрея воздушных судов и униформа экипажа. 2006 год – «Аэрофлот» вступает в глобальный авиационный альянс SkyTeam и становится первой российской компанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности ИАТА. 2009 год - в «Шереметьево» начинает работу собственный терминал «Аэрофлота» (терминал D), сюда переводятся все внутренние рейсы. 2010 год - к «Аэрофлоту» решено присоединить все государственные авиакомпании страны. В результате слияния ожидалось, что доля компании на внутреннем рынке вырастет до 35%. Правда, от некоторых, например, от покупки «Саратовских авиалиний», «Аэрофлот» позднее отказался. 2011 год - открыта Авиационная школа Аэрофлота – учебное заведение, готовящее как пилотов, так и бортпроводников. Позднее появились Ситуационный центр и Центр управления полетами. 2013 год – на рынке авиаперевозок снова появился «Добролет», правда, уже в виде дочерней авиакомпании-лоукостера. Из-за санкций его деятельность пришлось остановить. Вместо него компания анонсировала нового перевозчика «Победа». В том же году заключен крупный спонсорский контракт с клубом «Манчестер Юнайтед». На этот момент у перевозчика уже есть действующие контракты с российским ЦСКА и баскетбольным клубом «Nen Jersey Nets». 2015 год – Украина запрещает судам «Аэрофлота» летать над территорией страны. 2017 год – Авиакомпания заключает соглашение с SITA. В планах - отслеживание в режиме «онлайн» багажа авиапассажиров по всему миру. Самолеты Аэрофлота Во времена СССР авиапарк компании почти полностью состоял из судов советского производства: Ту, Ил и Ан. Кроме пассажирских лайнеров, эксплуатировались сотни вертолётов и грузовых самолётов. «Аэрофлот» перевозил все высшее партийное руководство страны, включая Генсека СССР. Первый в мире пассажирский реактивный самолет Ту-104 совершил свой первый полет из Москвы в Иркутск в 1956 году именно под флагом «Аэрофлота». Впервые за границу он вылетел из Москвы в Прагу. В середине прошлого века авиапарк компании пополнили турбовинтовой лайнер Ил-18 и самый крупный по тем временам самолет Ту-114 (позже на дальних полетах его заменил более современный Ил-62). В 1977 году и Москвы в Алма-Ату вылетел первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144. Но он успел выполнить лишь полсотни рейсов и после катастрофы опытного Ту-144Д был снят с полетов. В первый рейс за границу отправился в 1978 году грузовой самолет Ил-76, а в 1980 году начал эксплуатироваться первопроходец среди советских широкофюзеляжных самолётов - Ил-86. Популярный в советском пространстве лайнер – Ту-154 – поступил на службу в 1972 году. Именно он выполнял самый длинный в мире континентальный рейс, протяженностью 9100 км: «Ленинград — Омск — Красноярск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский». Эксплуатировался Ту-154 вплоть до 2009 года. В последний раз он полетел из Екатеринбурга в Москву, после чего все судна этого типа были распроданы другим авиакомпаниям или списаны на металлолом. Последним же советским лайнером компании стал Ил 96-300, он рассекал воздушное пространство вплоть до 2014 года. После распада Советского Союза, «Аэрофлот» впервые с 1950 годов переходит на самолеты иностранных производителей. Первыми зарубежными воздушными судами стали взятые в лизинг Airbus A310, спустя два года парк пополнился самолетами Boeing 767-300ER. Сегодня флот компании составляют все ныне популярные модели производителей авиационной техники. На балансе компании более 250 самолетов семейства Airbus А320, А321, А330, Boeing 737, Boeing 777 и Sukhoi Superjet 100. Политика компании такова, что парк постоянно обновляется: старые воздушные суда продаются, их место занимают более молодые. Так что средний возраст самолетов составляет четыре года. По традиции каждый самолет имеет собственное имя. Узнать его просто: названия бортов нанесены на корпусе в носовой части фюзеляжа. Кроме того, на всех самолетах есть надпись «АЭРОФЛОТ». Традиционно с левой стороны имя самолета указано по-русски и повторяется латиницей - с правой стороны фюзеляжа. Самолеты семейств Airbus и Boeing носят имена знаменитых соотечественников: от писателей и композиторов до полководцев и врачей. В небе летают Есенин, Шолохов, Римский-Корсаков, Айвазовский, Кулибин, Кутузов, Гагарин и многие другие. Отечественным пассажирским самолётам Sukhoi Superjet 100 присваиваются имена выдающихся летчиков (Нестеров, Овсянников, Водопьянов и т.д.). Маршруты Аэрофлота К 2018 году сеть маршрутов авиакомпании «Аэрофлот» охватывает 139 регулярных направлений. 50 пунктов назначения находятся в России, 52 – в Европейских странах, 14 – в странах СНГ, 13 – в Азии, пять - в Америке, четыре - на Ближнем и Среднем Востоке и один - в Африке. В регулярном расписании «Аэрофлота» есть пять трансатлантических (в США и на Кубу) и 12 трансконтинентальных рейсов (в Китай, Японию, Таиланд, Вьетнам, Индию, Южную Корею, Монголию и на Мальдивы). Самый продолжительный беспосадочный международный рейс - «Москва — Гавана» - длится 13 часов 5 минут. Из внутренних рейсов самый долгий перелет – из Южно-Сахалинска в столицу - занимает 9 часов 15 минут. Не успеют даже подремать пассажиры, направляющиеся из столицы в Нижний Новгород и Воронеж (рейс здесь самый короткий - 1 час 15 минут). Наибольшее число рейсов в сутки на внутреннем направлении (17) выполняется между Москвой и Санкт-Петербургом. «Аэрофлот» также является полноправным участником глобального альянса SkyTeam. Компания сотрудничает с 30 иностранными и российскими авиаперевозчиками в рамках договоров о совместном использовании кодов (код-шеринга). Это дает возможность расширить географию полетов до 1074 пунктов в 177 странах. Кто владеет компанией Аэрофлот? «Аэрофлот» принадлежит народу», - так во времена СССР ответил бы любой соотечественник. После распада СССР компания была частично приватизирована, но и по сей день является государственным перевозчиком. Контрольный пакет акций сегодня принадлежит правительству РФ (51%), а из 11 членов совета директоров 8 мест занимают государственные представители. Остальная доля акций - в руках юридических и физических лиц, в том числе, у сотрудников компании. Акции обращаются на Московской бирже (включены в первый уровень котировального списка) и Франкфуртской фондовой бирже. Всего в свободном обращении у инвесторов находится 45% капитала. Руководит компанией с 2009 года генеральный директор Виталий Савельев. Дочерние компании «Аэрофлота» Сегодня у компании есть три дочерних авиаперевозчика, входящих вместе с ним в группу «Аэрофлот»: «Победа» с момента создания позиционируется как бюджетная авиакомпания. Базой российского лоукостера является московский аэропорт "Внуково". Отсюда компания совершает перелеты как внутри страны, так и за границу. «Россия» базируется в Санкт-Петербурге, в аэропорту «Пулково», и выполняет более половины рейсов из этого аэропорта. География полета – регионы России и 22 страны мира. «Аврора» базируется на Дальнем Востоке. Она связывает регулярными рейсами города Дальнего Востока и Сибири, а также летает в Китай, Корею и Японию. Кроме того, в разное время «Аэрофлот» полностью или частично владел рядом авиакомпаний. Среди них: «Джеталлианс Восток», «Аэрофлот-Карго», «Донавиа», «Аэрофлот-Норд», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии» и «Добролет».
Комментарии