Катастрофа с Ту-154, летевшим через Омск из Краснодара в Новосибирск, произошла 11 октября 1984 года. На борту находились 170 пассажиров, четыре члена экипажа и пять бортпроводников. Из Краснодара до Омска полёт шёл без происшествий, а на подлёте к омскому аэропорту оказалось, что погода испортилась. Дождь, облачность и туман ухудшили видимость, и, начав маневр для разрешённой диспетчером посадки, командир включил фары. Это создало зрительные помехи, так как яркий свет отражался от дождевой завесы и мешал управлять самолётом, поэтому фары отключили. Штурман сообщил, что в зоне видимости – огни аэродрома и ориентиры, командир принял решение садиться, и снова включил фары самолёта. В этот момент он заметил, что на лётном поле движение, и уточнил у штурмана, что это может быть. Тот ответил: «Да вроде бы светит что-то». На взлётно-посадочной полосе действительно горели фары двух снегоуборочных машин, КрАЗ и Урал, которые мощной струей воздуха очищали полосу от большого количества влаги, а также находился УАЗ. Ни на одной из машин не было включено световое предупреждающее оборудование и отсутствовали радиоприёмники, по которым можно слышать переговоры диспетчеров с экипажами самолётов. Через несколько секунд после посадки, командир экипажа увидел перед собой все машины на лётном поле, но столкновения было не избежать, слишком велика была скорость, хотя пилот и попытался резко развернуть самолёт. От удара он зацепил обе машины, откинув Уазик, и потащил их. 7,5 тонн керосина в каждой из снегоуборочных машин вспыхнули, охватив огнем ТУ, от взрывной волны едва не врезавшийся в здание аэропорта и перевернувшийся, от чего разлилось горящее топливо. Пассажирский салон сгорел первым, у людей не было шанса вырваться из охватившего все вокруг огня, но один пассажир остался жив. Все пилоты в заблокированной от удара кабине остались в живых. Они пытались прорваться в салон, но дверь заклинило. Из 16 пассажиров, обнаруженных живыми, 15 скончались в реанимации от ожогов. Погибли 169 пассажиров, все бортпроводники и четыре работника наземных служб, работавших на ВПП. Расследование происшествия Причиной катастрофы эксперты признали действия диспетчера, уснувшего на рабочем месте. Он выпустил на лётное поле транспорт, не включив предупреждающую световую надпись на табло, которое видно с воздуха. Диспетчер посадки Бородаенко задремал на рабочем месте уже после того, как разрешил технике выехать на ВПП. Работать в тот день ему пришлось одному, так как диспетчер, контролирующий старт, был в отгуле. Сквозь сон Бородаенко автоматически ответил пилоту Ту-154: «Полоса свободна». Очнувшись через пару минут, он вспомнил об этом, но было уже поздно. Руководитель полётов Иншалов, регулярно получавший взыскания за ошибки в работе, должен был контролировать процесс посадки и действия пилотов, но он просто покинул комнату диспетчеров, и ушел на балкон. Суд приговорил к срокам от 12 до 15 лет: руководителя полётной службы Иншалова; диспетчеров - дежурившего в момент катастрофы Бородаенко и диспетчера посадки Огородникова; начальника технической службы аэродрома Токарева. Оценивались и действия экипажа, которые критиковались, как неквалифицированные и халатные. При малейшем подозрении на помехи на лётном поле они должны были отказаться от посадки до выяснения точной информации. После расследования авиационный комитет принял решение о тренировках на авиасимуляторах подобных ситуаций.
Комментарии