За 2018 год дважды значительно дорожали авиабилеты. Далеко позади остались времена, когда можно было сгонять на выходные в какую-нибудь Вену за 6 тысяч рублей. Перевозчики ссылаются на то, что дорожает авиационное топливо, поэтому они вынуждены тоже поднимать цену. Что же это за волшебный керосин такой, который только за год подорожал дважды? Что заливают в топливные баки самолётов? Оказывается, топливо для самолётов отличается, и не как для машин – октановым числом, а значительно серьёзнее. Для поршневых двигателей нужен один вид топлива – авиационный бензин, для турбореактивных совсем другой – авиационный керосин. И ни в коем случае нельзя их взаимозаменять! Опасно для жизни. Это вам не 92-й бензин случайно вместо 95-го в автомобильный бак залить. Авиакеросин – это топливо, на котором сейчас летают все пассажирские и военные самолёты с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Делают его, как нетрудно догадаться, из нефти, перегоняя напрямую определённые виды «чёрного золота». Плюс нужно обязательно очистить топливо, для чего используются присадки. Затем оно проходит несколько (до восьми) этапов проверки. Одна тонна авиационного керосина в российских аэропортах стоит от 40 до 93 тысяч рублей. Такая большая «вилка» объясняется расположением аэропортов, климатическими условиями и удалённостью. Авиакеросин Должен обладать определёнными характеристиками: быть термостабильным, иметь определённую кислотность, обладать большой удельной теплотой сгорания и противоизносными характеристиками. Кроме того, топливо в самолёте работает не только в качестве «питания» для двигателя, это ещё и охлаждающий агент, и смазочный материал для топливной системы и её деталей. В России производится несколько марок авиационного топлива. Обозначаются они буквой Т и цифрами. Например, ТС-1 это самый распространённый вид керосина, на котором летают практически все пассажирские лайнеры. Этот вид ещё подразделяется по сортам: но в данном случает «топлива второго сорта» не существует, есть только высший и первый сорта. Также к массовым видам относится топливо РТ высшего сорта. Марки Т-6 и Т-8В используются в сверхзвуковых самолётах, то есть в военной авиации. На них летают все наши бравые «Сушки» и МИГи. В международной классификации авиакеросин проходит под названием Jet с буквенно-цифровым обозначением. Пассажирские самолёты летают на Jet A1 или Jet A и Jet A50. Если сравнивать это топливо с нашим ТС-1, выяснится, что наш керосин не загустевает и нормально работает при температурах, гораздо более низких, чем пограничные температуры для зарубежного керосина. Для нашей страны с такими разными климатическими условиями это важный аргумент. Авиабензин Его производили, перегоняя нефть или используя каталитический крекинг и добавляя различные присадки для очистки. Авиационный бензин обладал такими качествами, как детонационная стойкость (то есть не взрывался в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси) и химическая стабильность (то есть не менял химические показатели состава в зависимости от условий хранения или транспортировки). На авиационном бензине летали советские самолёты. Но сейчас их практически не производят, поскольку современные лайнеры оснащены турбореактивными двигателями, которым этот вид топлива не подходит. После значительного сокращения производства авиабензин ещё какое-то время применялся в легкомоторной авиации, но и там вскоре перешли на обычный 95-й. «Лебединой песней» авиационных бензинов оставался Б-70, который был нужен для турбостартеров некоторых самолётов, например, МиГ-21. Но и он теперь, если и используется, то исключительно в качестве растворителя в рамках технического обслуживания авиационной техники. Как заправляют самолёты Топливо заливают в самолёт прямо на стоянке в аэропорту. Баки расположены в крыльях и в центре, иногда ещё есть бак в хвосте. Часть из них служит запасными баками: все они соединены между собой топливными шлангами, по которым при необходимости можно перекачать керосин из одного в другой. Изготовлены они из пластичного, но крепкого резинового материала, поэтому устойчивы к перегрузкам и ударам. К лайнеру подъезжает цистерна, оборудованная шлангами, их вставляют в горловины баков, и начинается заправка. Керосин автоматически распределяется равномерно по всем имеющимся бакам, чтобы не нарушилась центровка самолёта. Пока самолёт не заправят, пассажиров на его борт не пустят. Количество необходимого топлива определяет командир экипажа, затем техник запрашивает нужный объём. Перед заправкой керосин проверяют на присутствие в нём воды, а после заправки сливают конденсат или воду со дна бака через специальное сливное отверстие.
Комментарии