Каждый изобретатель, создавая нечто принципиально новое, в первую очередь думает о пользе, которую принесёт его открытие человечеству. И совершенно не предполагает, что оно может быть использовано во вред. Так было самолётами. Цель их создания - покорение воздуха и возможность путешествовать, преодолевая огромные расстояния в считанные часы. В начале XX века, когда только начиналась история авиации, никто помыслить не мог о том, что самолёты могут быть оружием. Однако время показало - ещё как может. В 1906 году появились первые заказы на военные самолёты, и к 1914-му уже насчитывалось более 700 аппаратов. Российская империя имела в своём распоряжении около 200, Франция - более 200, а Германия - около 300 самолётов. Первоначально задачей авиалайнеров была разведка - высокая скорость и отличный обзор позволяли провести разведывательные операции быстрее, чем каким-либо иным способом. Та же кавалерия могла потратить на рейд несколько дней, и никто не мог гарантировать благополучного возвращения отправленного отряда. Самолёт решал эту проблему быстро и просто. В дальнейшем пилоты начали использовать аэросъёмку, улучшая качество разведки, - таким образом информация о локациях и подготовке противника была буквально на ладони. Сообщение военному штабу отправлялось просто: пилот бросал вниз записку. В этот момент времени оснащение самолётов оружием казалось низкоэффективным, хотя итальянцы в войне с Турцией использовали самолёты для бомбардировки. О каких-либо механических способах сброса бомб речи не шло, пилоты сбрасывали военные снаряды вручную. Первое время на самолёты смотрели только как на средство по добыче информации, однако в дальнейшем в ходе экспериментов конструкторы обнаружили, что это ещё и отличная поддержка в бою. Самолет как оружие В военных действиях страны использовали все наличествующие на их территории самолёты, в том числе частные. Весь «ассортимент» воздушных судов составляли разведывательные авиалайнеры, лёгкие бомбардировщики и учебные самолёты. В военных действиях использовался моноплан Таубе, с которого были сброшены первые бомбы в Париже. В 1913 году был сконструирован первый непосредственно военный самолёт. Главной особенностью машины была конструкция - расположение крыльев было нетипичным для того времени, конструкторы расположили крыло над фюзеляжем, обеспечив хороший обзор для экипажа. Виды самолётов по странам: Германия - основой авиации были простые в управлении, надёжные и маневренные «Альбатросы». У самолётов был один минус - неэффективность использования оружия в полёте. Политика и амбициозные завоевательские цели Германии в этот период стали толчком к развитию авиации - решение проблемы с вооружением самолёта привело к созданию первого в мире истребителя Fokker с закреплёнными на нём пулемётами; Россия - основой авиации Российской империи были французские авиалайнеры, собственных наработок в этот период было очень мало. В военных действиях использовался самолет «Лебедь», построенный по типу разведывательных самолётов «Альбатрос». Франция - к началу войны Франция имела весьма внушительный военный авиапарк. Его пополнением занимались Анри Фарман и Габриель Вуазен. Конструктор Анри Фарман, модифицировав аэроплан Габриеля Вуазена, создал подразделение бомбардировщиков. Габриель Вуазен создал первый в мире гидросамолёт морского базирования. Voisin III, созданный конструкторами, был оснащён пулемётами и мог переносить до 150 кг бомб. У самолётов, оснащённых пушками, был один изъян - стрелять по противнику, если он находился сзади, пилот не мог, из-за чего самолёты становились лёгкой добычей. В 1917 году выпуск таких самолётов был прекращён, их сменили Бреге 14. Часть деревянной конструкции этих самолётов была замена алюминиевыми элементами, а сиденья экипажа стали делать бронированными; Британия - основой британского авиафлота были военные лайнеры Де Хэвилленд, получившие огромное развитие. По мере использования модель совершенствовалась, конструкторы уделили особое внимание взаимодействию экипажа. Бортовой связи на тот момент не было, а общение членов экипажа, разделённых метровым расстоянием, протекало тяжело - перекричать рев двигателей в полёте было просто невозможно. Последняя модель Де Хэвилленд выпускалась с уже меньшим расстоянием, чтобы пилот и наблюдающий имели возможность взаимодействовать для лучшего результата. Де Хэвилленд были оснащены самыми мощными на тот момент двигателями и имели более высокую нагрузку в сравнении с прочими летательными устройствами. Время шло, военные действия и необходимость совершенствовать технику стали толчком к развитию отрасли военного авиастроения. Авиация становилась всё более и более разнообразной. С каждым годом появлялось все больше самолётов, чьей задачей была уже не реализация мечты о покорении воздуха, а куда более приземлённая цель - уничтожить противника. Сегодня невозможно представить поле боя без воздушной поддержки. Современные самолёты намного опережают своих далеких предков как в скорости и маневренности, так и в способности уничтожать. Но без тех первых попыток строительство современных реактивных и сверхзвуковых истребителей было бы невозможным.
Комментарии