В наше время интернета, умных гаджетов и двухпалубных самолётов трудно себе представить, что когда-то самолёты были в диковинку и летать между странами не было таким обычным делом как сейчас. Активное развитие авиации началось в первой половине XX века, когда на мир обрушились одна за одной кровопролитные войны. Поэтому самолётостроение делало упор на военные воздушные суда. И только после окончания Второй мировой войны конструкторы смогли отвлечься от военной темы и вплотную заняться лайнерами для гражданской авиации. Так что только к середине ХХ века был разработан и построен пассажирский лайнер, оснащённый турбореактивными двигателями. Что это значит - реактивный? Этот двигатель работает за счёт нагрева смеси, которая состоит из атмосферного воздуха плюс продукты окисления топлива (окисляются они кислородом, содержащимся в воздухе). Нагревшись, смесь расширяется и струя проходит через двигатель, создавая реактивную тягу. Именно это позволяет намного повысить скорость самолёта или другого летательного аппарата. Какие реактивные самолёты были первыми Пионерами самолётов на реактивной тяге стали немецкие авиаконструкторы. Heinkel He 178 удачно прошёл лётные испытания, которые состоялись в августе 1939 года, однако руководство фашистской Германии в тот момент не интересовали новые технологии, им нужны были надёжные военные самолёты. В 1941 году взмыл в воздух Gloster E.28/39, созданный британским инженером Фрэнком Уиттлом. Эти два самолёта стали прототипами реактивных пассажирских лайнеров. И только в 1949-м появился настоящий самолёт для пассажиров, оснащённый турбореактивным двигателям, точнее четырьмя. Это был британский лайнер «Комета-1», с вместимостью 32 человека. Он выполнял рейсы по Европе, а также летал из Лондона в Йоханнесбург, проводя в воздухе почти сутки. Позже на его основе конструкторы создали самолёты «Комета-2» и «Комета-3», но их характеристики не оправдали ожиданий - фюзеляж оказался недостаточно прочным, и производство этих лайнеров остановили. Тот проект, впрочем, по сей день используют в качестве базового военные авиаконструкторы Великобритании. Советский реактивный самолёт В июне 1955 года КБ Туполева явило миру ТУ-104. В СССР это был первый лайнер для гражданской авиации с двигателями, которые работали на реактивной тяге. В его основе лежал бомбардировщик ТУ-16, проект которого переработали так, чтобы в салоне помещались сто пассажиров, а лётные характеристики подходили для пассажирского лайнера. Уже через год эта «тушка» пошла в серийное производство. Самолёт работал на внутренних рейсах протяжённостью до 2,7 тысяч километров. Максимальная скорость ТУ-104 составляла 950 км/ч. Однако его надёжность тоже оставляла желать лучшего: 37 катастроф за четыре года эксплуатации - это самый печальный показатель для советских самолётов. В результате этот лайнер строить перестали. Появление «боинга» В 1958 году на регулярные рейсы вышел Boeing-707. Самолёты различных модификаций были рассчитаны на 90-180 пассажиров средне- и дальнемагистральных рейсов. Однако по надёжности он оказался не лучше других: авиакатастроф на счету этой модели даже больше, чем у ТУ-104. Французский реактивный самолёт В 1959 году считалось, что творение французских авиаконструкторов SE.210 Caravelle 1 с двумя турбореактивными двигателями совершит революцию в гражданской авиации. Этот самолёт был поставлен на рейсы из Франции в африканские колонии, так что летали на нём не самые бедные люди (впрочем, в то время передвижение по воздуху в принципе было делом недешёвым). Двигатели на лайнере стояли роллс-ройсовские, что снижало шум в салоне и повышало технические характеристики. Правда, прорыв оказался недолгим. Выпустив 12 лайнеров, производство свернулось: «Боинг» набирал силу и соперничать с ним оказалось бесполезно.
Комментарии