В апреле 1974 года произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 109 человек – экипажа самолёта Ил-18 компании «Аэрофлот» и всех его пассажиров. Погода в этот весенний день была отличной. Но экипаж, прибывший на Ил-18 из Краснодара, отказался совершать обратный рейс на этом самолёте, так как был не удовлетворён техническим состоянием и подготовкой борта наземными службами. Вместо краснодарцев вызвали запасной экипаж под руководством Николая Данилова, опытного и осторожного лётчика. Несколько раз Данилов в своей лётной практике принимал решение возвращаться на аэродромы по причине сигнала о возгорании двигателей, которые оказывались ложными. Тем не менее, он не был склонен к риску и предпочитал перестраховаться, несмотря на критику и насмешки. Но почему-то в этот раз его не остановил отказ предыдущего экипажа от полёта и то, что в полёте зафиксирована вибрация. Наземные службы убедили пилотов, что после техосмотра проблема решена, и Данилов согласился лететь. Во время полёта После обычного взлёта и набора высоты, буквально через две минуты в диспетчерскую аэропорта Пулково поступило сообщение от командира экипажа о том, что зафиксировано возгорание одного из двигателей и сильная вибрация. Данилов сообщил, что возвращается в Пулково. Но по ходу движения самолёта, ближе Пулковского аэропорта, был расположен военный аэродром, куда диспетчеры предложили приземлиться экипажу. Данилов отказался, так как двигатель горел, а в Пулково уже на лётном поле были наготове пожарные машины. Чуть позже диспетчеры предложили ещё один вариант посадки, уже на аэродроме Пушкино, но Данилов продолжил полёт, совершая предусмотренный правилами разворот, при этом, чрезмерно снизив скорость. Пожар в этом время уже бушевал, охватив двигатели и механику самолёта. Не долетев до взлетно-посадочной полосы 2,5 км, самолёт начал входить в штопор – крутиться с критически опущенным носом, заваливаясь на бок. После удара об землю, части фюзеляжа обнаруживались на расстоянии до 30 км от места падения. Результаты экспертизы Возгорание в четвёртом двигателе началось из-за некачественного диска турбины. Оторвавшись, он пробил корпус турбины, и начался пожар в топливно-масляном трубопроводе. Самолёт был оборудован двухступенчатой системой пожаротушения на автоматике. Первая очередь этой системы сработала, а вторая отказала. В зоне горения оказались и детали закрылок, проводка автоматики элеронов. По найденным остаткам частей установлено, что и в первом двигателе началось возгорание. Разрушение диска четвёртого двигателя происходило не сразу, а некоторое время ещё до рокового полета. В диске образовалась трещина, которая и разрушила его целостность. При этом мнения экспертов по поводу причины выхода из строя и последующей цепи технических неполадок не были однозначны. Часть специалистов настаивала на том, что разрушение произошло из-за превышения максимальной температуры, другие утверждали, что качество материала было низким, не подходящим для авиационных нагрузок. По итогам заключений Комиссии по катастрофе, были сделаны выводы о некачественном обслуживании двигателей на профильном заводе по ремонту авиатехники №412 г. Ростова-на-Дону. Дополнительно были учтены и данные специалистов завода, которые ранее также фиксировали недостаточные возможности диска авиадвигателей типа АИ-20К. В одном только сошлись мнения экспертов: лётный экипаж управлял самолётом грамотно. Данилов уменьшил классический маневр «коробочка», совершаемый при заходе на посадку, до минимума, пытаясь без вреда для самолёта снизить скорость. Ему не хватило совсем немного. Ни диспетчерская служба, ни команда экипажа не предполагали, что прошедший техосмотр самолёт уже был в опасном состоянии из-за трещины диска, и возгорание коснулось не только одного двигателя.
Комментарии