Это был первый подобный рейс: Москва – Конакри – Аккра – Браззавиль. Раньше советские самолёты летали только до Аккры, но сложная обстановка на африканском континенте и отношения с Суданом заставили продлить маршрут. Плечо Аккра - Браззавиль планировалось на первый раз техническим, то есть без пассажиров. На многочасовой перелёт поставили два экипажа, дополнив их двумя старшими инженерами, в обязанности которых входил осмотр самолёта в иностранных аэропортах. Присутствовал на борту и контролирующий действия экипажа начальник из лётной службы. Поэтому количество членов экипажа увеличилось до 19. Пассажиров, следовавших до Аккры на борту было 47. Авиакатастрофа, предпосылки Тот февральский день был снежным, при теплой погоде. Снег, засыпав взлётную полосу, начинал таять, а дальше бетон схватывался и покрывался тонким льдом. Почти полметра снеговой каши на ВПП – плохое начало полёта. Снегоуборочные машины не могли полностью очистить лётное поле, снегопад не прекращался. К тому же, в это же время появился туман, что ухудшило видимость до 700 метров. Перед полётом руководитель лётной службы проверил видимость: на поле она составила 1200 метров. Это было немного, но превышало минимум в 1000 метров. Он видел, что непрекращающийся снегопад создал на краях взлётной полосы сугробы высотой почти в метр, а полоса недостаточно очищена от ледяной крошки и воды. Совместно с лётной службой и пилотами было решено протестировать полосу и по итогам решить, стоит лететь сейчас или перенести полёт. Командир основного экипажа подтвердил письменно согласие вылетать, и самолёт прибыл на ВПП для тестового исполнительного старта. Командир экипажа не запрашивал новые данные о метеоусловиях, а решил начинать взлёт. Диспетчер стал уточнять, сколько сигнальных огней горят на ВПП, чтобы проверить уровень видимости. Командир ответил: «Вижу 11 огней». Диспетчер, не зная точно расстояния между огнями, решил, что они расположены друг от друга в 100 метрах. На самом деле это расстояние составляло 50 метров. То есть реальная видимость с момента оценки этого параметра за время обсуждения, тестового старта и прочих передвижений самолёта упала с 1300 м до 550 м. К тому же, сигнальные фонари были заметены снегом, поэтому оценить качество работ по очистке взлётно–посадочной полосы было невозможно, а оно было низким. Диспетчер дал «добро» на взлет, и Ту-114 начал разгон. Экипаж самолёта не заметил из-за тумана и падающего снега, что в этот момент пошёл по траектории с отклонением в один градус. Далее смещение увеличилось ещё больше, самолёт шёл не прямо, а вправо. Это уже невозможно было не заметить, и стоило остановиться, но экипаж продолжил движение со скоростью 260 км/ч. На скорости 275 км/ч, через 1850 метров шасси въехало в сугроб, оставшийся после уборки поля. Скорость упала и лайнер сместил траекторию движения влево, но всё-таки взлетел. И сразу после взлёта левое шасси столкнулось с фонарём. Скорость упала, самолёт упал на правое шасси. Его понесло по снегу, разворачивая направо. Через 300 метров случился сильный крен, и правая сторона Ту-114 коснулась лётного поля. В этот момент от удара оторвалась часть крыла с винтами, самолёт перевернулся, продолжая нестись по полю. Поле отрыва хвоста остальная часть врезалась в сугробы на краю поля и начался пожар. Последствия катастрофы В перевернувшемся горящем лайнере погибли восемь пассажиров и 13 членов экипажа. 12 пассажиров были тяжело ранены. Оставшиеся в живых шесть членов экипажа тоже были ранены. 27 пассажиров были травмированы. На борту могло оказаться намного больше людей. Начальник ТУ МВЛ решил не дожидаться 24 иностранных пассажиров, опоздавших к началу посадки. Результаты расследования катастрофы Основная ответственность была возложена на нескольких сотрудников авиаслужб: руководителя полётов, начальника ТУ МВЛ, не запретившего полёт в условиях критических метеоусловий и минимальной видимости; диспетчера, не владевшего точными данными о технических параметрах безопасности; начальника технической службы аэродрома. Халатное отношение к работе, грубые нарушение инструкций техническими аэродромными службами, расчистившими 60 метров ширины взлётной полосы вместо необходимых 80, и остальными ответственными за организацию полётов лицами привело к трагедии. Игнорирование очевидных фактов и реальной метеоситуации на лётном поле стало причиной гибели 21 человека и разрушения отличного самолёта. Это единственная авиакатастрофа с моделью Ту-114.
Комментарии